Помощь родителям детей с расстройствами аутистического спектра
Тема помощи детям с аутизмом приобретает в нашей стране все большую значимость. Изменяется общественное мнение, информированность специалистов, открываются центры помощи, активизируются общественные родительские организации.
В настоящее время в Воронежской области ведется работа по раннему выявлению детей с расстройствами аутистического спектра (РАС), которая привела к увеличению количества детей с РАС в регионе (на сегодняшний день более 600 детей), а также поиску методик и технологий помощи детям с РАС. Многие из подходов внедрены в работу Воронежского областного реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Парус надежды».
Зарубежный, отечественный и многолетний собственный опыт реабилитационной деятельности показывает, что наиболее эффективной является комплексная модель междисциплинарной помощи детям с аутизмом и их семьям, при которой на каждом этапе с семьей работает команда специалистов. В ходе комплексной реабилитации осуществляется главная задача - повысить у ребенка способности к обучению, коммуникации, адаптации в различной обстановке и выработать у него навыки (в том числе поведенческие), необходимые для полноценной и активной жизни в обществе.
За 20 лет работы была оказана консультативная, курсовая и долговременная помощь более 450 детям с РАС Воронежской области. В настоящее время объем и структура помощи этим детям значительно расширились за счет вовлечения всех специалистов Центра, которые были обучены по профессиональным программам, социокультурных проектов, апробации и внедрения групповой формы работы, введения длительной реабилитации.
Наряду с традиционными коррекционными методиками на сегодняшний день в деятельность Центра включены новые формы помощи семьям: проведение командных консультаций, работа междисциплинарных бригад, групп дневного пребывания, летнего лагеря, позволяющие родителям оставить ребенка на несколько часов, также дети включаются в работу арт-терапевтических мастерских, театральных студий.
В настоящее время в Центре существует ряд семейных программ, дающих возможность профессионального сопровождения родителей, воспитывающих детей с особыми потребностями, что значительно повышает их качество жизни.
С февраля 2015 года в Центре реализуется уникальный авторский проект ( автор Шевцова Г.Г. –психолог ) «Проведение арт-терапевтических мастер-классов «Свободный час для родителей, воспитывающих детей с особенностями развития», который включает в себя 3 направления деятельности: обучение волонтеров, предоставление профессиональной «передышки» семьям и создание модели инклюзивного занятия.
Для родителей организуются мастер-классы по различным техникам рукоделия, консультации специалистов Центра, походы в Воронежские театры и кинотеатры.
Пока родители вдохновляются театральными постановками, инклюзивная группа детей совместно с волонтерами играет, рисует, общается. У каждого ребенка с РАС свой волонтер на протяжении всей акции, который помогает ему выполнять предложенные задания, общается с ним, помогает взаимодействовать с другими детьми.
Акции проекта «Свободный час для родителей» регулярно освещаются на страницах сайта Центра. За время реализации проекта было проведено 35 обучающих встреч для добровольцев и более 40 акций для семей.
Мировой опыт доказывает необходимость интенсивной и непрерывной 20-40 часовой коррекционной помощи детям с аутизмом в неделю, однако, в связи с увеличением количества детей с РАС, на сегодняшний день в Центре семья может получить от 4 до 6 часов поддержки в неделю, что является недостаточным для успешной реабилитации их ребенка. Поэтому огромное значение приобретает внедрение в реабилитационный процесс программ, направленных на развитие родительских компетенций, так как в семье ребенок проводит большую часть времени, получает основное развитие и воспитание.
Главные планы и перспективы работы социального реабилитационного Центра связаны с освоением программ работы с семьями. Это PST (PARENTS SKILLS TRENING– тренинг родительских навыков), EARLI BIRD (Ранняя пташка), обучающий курс «Прикладной анализ поведения» (АВА) для родителей», дистанционное консультирование и поддержка семьи.
Около 50 семей за год могут принять участие в программах и получить своевременную профессиональную помощь специалистов, обученных технологии проведения групповых встреч с семьями.
На нашем сайте вы можете ознакомиться с отзывами родителей о тренинге PST
Во всем мире, а не только в России существует дефицит специалистов по аутизму, и семьи получают недостаточно качественной помощи.
Целесообразно непосредственно обучать родителей и других членов семьи, чтобы они могли использовать поведенческие подходы в повседневной жизни. Это не может заменить специалиста-супервизора, но позволяет семье улучшить качество жизни, а специалисту социальной службы охватить помощью большее количество семей.