"Парус надежды"

Автономное учреждение Воронежской области
"Областной центр реабилитации детей и подростков
с ограниченными возможностями
"Парус надежды"

Объявления!

Приглашаем в техникум

Кинешемский технологический техникум-интернат проводит набор студентов на очное отделение на базе основного общего образования.
подробнее

День открытых дверей

2024 год объявлен в России Годом семьи. Вопросы психологического благополучия семьи, детско-родительских отношений, достижения взаимопонимания в семье волнуют каждого взрослого человека.

подробнее

МЭКИ

Уважаемые родители! Федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение «Михайловский экономический колледж-интернат» объявляет набор студентов на 2024-2025 год из числа детей-инвалидов, инвалидов I, II и III групп, обслуживающих себя, а так же лиц с ОВЗ. Подробная информация во вложениях.

подробнее

#ВПЕРЕД_ВМЕСТЕ

Центр «Парус надежды» и Центр комплексной реабилитации инвалидов «Семь Ступеней» продолжают совместный проект и предлагаюм выстроить новые жизненные маршруты для людей с инвалидностью с 18 летнего возраста.

ХОТИТЕ УЧИТЬСЯ? ЛЕГКО!

подробнее

Новая рубрика

В рамках реализации инновационного социального проекта «Под Парусом надежды», разработанного при грантовой поддержке Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и в ходе работы службы «Домашний микрореабилитационный центр» мы запускаем новую рубрику «Наши специалисты». В данном разделе мы расскажем о специалистах Центра, об их профессиональном опыте, реализуемых программах и проектах, используемых методах и технологиях в работе с детьми и семьёй.

подробнее
Архив

Важно!

Оценка сервиса

Чтобы оценить условия предоставления услуг используйте QR-код или перейдите по ссылке

Речь и коммуникация детей с РАС:

Родители детей с РАС, приходя на первую консультацию, обычно формулируют родительский запрос так: «Мой ребенок плохо говорит», «Неправильно строит предложения», «Говорит фразами из телевизора» и так далее. Это хорошо, что родители видят речевые проблемы у ребенка. Но многим из них кажется, что если решить именно эти проблемы, то ребенок станет успешнее в социальном взаимодействии и в учебной деятельности.

Коммуникативные нарушения на фоне более очевидных речевых не так заметны. Даже то, что ребенок не откликается на свое имя, многие родители объясняют разными причинами: не хочет, отвлекается и пр. Но ведь все мы прекрасно знаем что речь – одно из средств коммуникации. У детей с РАС проблемы с речью – это следствие проблем с коммуникацией.

За годы практики становится очевидно, что важно не столько то, чтобы родители поняли первостепенную важность коммуникации, сколько их готовность что-то делать с конкретным ребенком.

Как говорила известный логопед-дефектолог Татьяна Медведева, необходимо из ведра знаний выбрать ту чайную ложку, которую конкретный родитель конкретного ребенка сможет усвоить и дальше применять.

Специфика курсовой реабилитации в том, что занятия проходят в режиме ограниченного времени. Некоторые родители приезжают всего на две или три недели, и следующий раз мы увидимся только через полгода.

Итак, большое значение начинает играть следующая ситуация:

  1. Недостаточное или неправильное понимание родителями проблемы коммуникации.
  2. Даже понимая проблему, родители часто не знают, что именно им нужно делать.
  3. Ограниченность времени на работу с ребенком.

Родительский тренинг ПСТ – хороший выход в этой ситуации. Коммуникации посвящено 2 из 9 занятий. Упор во всех занятиях сделан на практику. У родителей есть возможность:

  • сформировать навыки, необходимые для общения с ребенком с РАС;
  • сформулировать задачи по развитию коммуникаций для своего ребенка;
  • отобрать правильные приемы для ее осуществления;
  • применить конкретные методики дома;
  • получить обратную связь от специалиста на домашнем визите.

Большой плюс тренинга ПСТ в том, что родителям необязательно вникать в то самое «ведро теоретических знаний». Он получают именно ту «практическую ложку», которая помогает им работать с их конкретным ребенком.

Теперь чуть подробнее о занятии тренинга ПСТ по коммуникации.

Цели обучения.

  1. Выявить способы, при помощи которых дети общаются (с использованием речи или без).
  2. Понять, как видеть, слышать и реагировать на интересы ребенка и его коммуникацию.
  3. Понять, как видеть и слышать поведение детей, чтобы определить, что пытается сообщить вам ребенок.
  4. Выявить, над каким основным навыком коммуникации ребенка вы будете работать, и привести пример.
  5. Понять, как отвечать на коммуникацию ребенка при помощи жестов и слов, соответствующих их уровню развития, даже если он использует непонятные или странные средства коммуникации.
  6. Понять, как дать ребенку время для ответа и возможность инициировать коммуникацию.

В буклете для родителей напечатаны истории в виде комиксов, помогающие понять основные идеи:

  1. Дети общаются, используя слова, невербальные средства и проблемное поведение.
  2. Смотрите и слушайте, чтобы понять, когда ваш ребёнок пытается принять участие в коммуникации.
  3. Смотрите и слушайте, чтобы понять, что ваш ребёнок хочет сообщить вам.

Небольшая таблица помогает родителям понять, как общаются дети:

Слова Отчетливые или нечеткие слова, имитация слова («кош» вместо «кошка»)
Странные слова Повторяющиеся звуки, слова или фразы, слова или фразы из книг или видео
Звуки Плач, крик, хныканье, звуки, означающие «да» или «нет»
Тело Ребёнок поворачивается, чтобы посмотреть на что-то; движется к чему-то; берёт руку взрослого и кладет на предмет (чтобы получить помощь); тянет за руку; поворачивает голову; кивает.
Руки Показывает на что-то; даёт взрослому предмет; тянется к чему-то; хватает предметы или отталкивает их.
Глаза Смотрит на кого-то; смотрит на предмет, а потом на взрослого; пристально смотрит на предмет.
Лицо Мимика, улыбка, движение бровей и т.д.

Специалист совместно с родителем выписывает на доске способы общения для каждого ребёнка из группы.

Дальше важно определить текущий уровень коммуникации каждого ребёнка и запланировать, чему будем его обучать (это следующий уровень)

Текущие способы коммуникации Следующий уровень
Взгляд или телодвижение Указывать, чтобы попросить; издавать звуки
Хватает, тянется или тянет за руку Указывать, чтобы попросить; издавать звуки
Издаёт звуки Активизировать звуки, составлять слово
1 слово Соединять 2 слова в предложение
Фраза из 2 слов Соединять 3 слова в предложение

Для каждой семьи подбираются игры, упражнения или бытовые действия (рутины), во время которых возможно обучение коммуникации. Для лучшего усвоения проходит тренинг в парах (один из родителей изображает ребенка, потом меняются местами). Во время тренинга специалисты подходят к каждой паре, чтобы ответить на возникающие вопросы, помочь подобрать подходящую деятельность (активность) и определить, какие стратегии лучше применить в каждом конкретном случае.

Навыки и стратегии (рекомендации).

  1. Используя слова и жесты, родители реагируют на любую попытку коммуникации, предпринимаемую ребенком, даже если она им непонятна.
  2. Использовать слова и жесты, только соответствующие уровню коммуникации ребенка.
  3. Важно ждать - дать ребенку возможность для коммуникации.
  4. Говорить о том, что привлекает внимание ребенка, и о том, что он делает.

В настоящее время в центре «Парус надежды» проходит пилотный проект – группы родителей, работающей по этой технологии. И уже очевидны первые результаты. Из 5 семей все 5 отметили важность тренингов, посвященных коммуникации. После прохождения тренинга отметили улучшение в понимании своего ребенка 2 семьи, значительное улучшение – 3 семьи.

Как сказала одна из участниц проекта: «Я стала увереннее, потому что я теперь знаю, что делать».

Войцеховская Нина Эмилиевна

учитель-дефектолог

стаж работы в центре «Парус надежды» 6 лет

основные направления работы: индивидуальные и групповые занятия с детьми с РАС,

ведущий родительских тренингов PST Всемирной организации здравоохранения



Яндекс.Метрика
       

Copyright © АУ ВО "ОЦРДП
"Парус надежды". 2023 год
parusn@govvrn.ru

Веб-студия Регион
Версия
для
слабовидящих
Нормальный шрифт