Работа специалистов отделения раннего развития в проекте ИРАВ "Доступная ранняя помощь детям и их семьям"
Пока ещё большинство родителей думают, что дети могут развиваться только, когда созданы специальные условия. Например, если ребенок «не говорит», то логопед в специально оборудованном кабинете с инструментами и специальными игрушками поможет ребенку развить речь, но исследования показывают, что лучшей средой для развития речи ребенка раннего возраста являются ежедневные рутины, которые происходят с мамой дома.
В ситуации повседневной жизни ребенок постоянно слышит, слушает речь, пытается отвечать, подражать и естественным образом развивает новые навыки. Поэтому одной из задач ранней помощи является: показать родителям, что они занимают основное место на пути к формированию навыка у ребенка. Специалисты ранней помощи помогают семье сформировать такие навыки у малыша, которые он может использовать в естественных условиях жизни, а также обучают маму использовать естественную среду для развития ребенка.
Естественно-средовой подход позволяет улучшать навыки всех членов семьи развивать ребенка в повседневной жизни, благодаря чему дети получают больше возможностей учиться новому, сохранять и развивать приобретенные умения
Естественная среда – это то место, где люди живут и где они обычно бывают. Для ребенка раннего возраста естественная среда – это мамины или папины руки, кроватка, пол в доме, детская комната, дом, детская площадка, двор, улица.
Естественная среда – это ежедневные дела, привычная деятельность: проснуться, умыться, поменять подгузник, почистить ушки и нос, поворковать с мамой, обнять ее или получить поцелуй в лобик, съесть вкусный завтрак, поиграть в любимые игрушки, попеть песенки, заснуть. У маленького ребенка ежедневных дел и забот не меньше, чем у взрослого, даже несмотря на то, что он не ходит в школу или на работу.
Естественная среда – это люди, которые осуществляют заботу и уход за ребенком, это мама, папа, бабушки, дедушки, братья, сестры.
Естественно-средовой подход также задаёт последовательность проведения всех процедур ранней помощи. Первоначально специалисты ранней помощи получают подробную информацию о том, как у ребенка и семьи протекает обычный день. Специалисты вместе с семьей подробно описывают ежедневные дела, выясняют удовлетворенность ими. Затем проводят оценочные процедуры, и на основе их результатов составляют цели для индивидуальной программы ранней помощи. Оценочные процедуры, реализация программы проходят в естественных активностях ребенка: в игровой деятельности, одевании, кормлении, прогулке и других. К примеру, после оценки ежедневных жизненных ситуаций выяснилось, что у семьи большие трудности с кормлением ребенка, он отказывается от любой пищи, кроме жидкой и сильно плачет. Для того, чтобы оценить ситуацию подробно, мама записывает видео ,а специалист будет наблюдать за тем, как осуществляется прием пищи в естественной обстановке, в привычной для ребенка активности.
Реализация программ ранней помощи в естественной среде на основе повседневных рутин улучшает развитие навыков у детей с ограничениями жизнедеятельности. Ребенок в данном подходе рассматривается как полноценная личность, со своими желаниями и потребностями, учитываются его интересы и увлечения, что повышает естественную мотивацию ребенка, функциональную необходимость действия.
В одной рутине может быть задействовано множество областей развития (коммуникативная, двигательная, познавательная и т.д.). Ребенку не нужно тренировать один обособленный навык, он может в течение дня в различных видах деятельности оттачивать свои умения.
Так как семья является активным участником реализации программы, просто демонстрируя их обычную жизнь и взаимодействие, это позволяет лучше и быстрее провести оценку развития ребенка, уменьшает необходимость в объяснении способов обучения ребенка.
Естественная среда имеет большие возможности для развития. Исследуя ее, появляются возможность определить не только барьеры, мешающие развитию, но и дополнительные ресурсы для семьи и ребенка.
Итоги:
Естественно-средовой подход: почему?
- Семья влияет на развитие ребенка, а специалисты влияют на повышение компетентности семьи.
- Ребенок учится в течение дня.
- Все раннее вмешательство происходит между поещениями специалистов.
- Раннее вмешательство максимально направлено на потребности ребенка, а не на поиски услуг по ранней помощи.