Проект «Доступная ранняя помощь детям и их семьям»
Продолжается работа по освоению технологии оказания услуг ранней помощи детям и их семьям в дистанционном формате. В настоящее время в программе участвуют 9 семей из г. Воронеж и Воронежской области.
Сейчас идёт работа над реализацией индивидуальной программы ранней помощи (ИПРП) основанной на функциональном подходе и составленной для каждого ребенка и семьи.
- В функциональном подходе основная работа над развитием навыков происходит в перерыве между дистанционными встречами семьи и специалистов в соответствии с ИПРП. Нейробиологические особенности развития мозга ребенка раннего возраста таковы, что наиболее эффективное обучение происходит при многократном и регулярном повторении одних и тех же действий. Тогда навык формируется, закрепляется и обобщается.
Например: навык нажатия кнопки лифта, выключателя формируется постепенно, в процессе игры. Начинаем с игрушки, которая заинтересовала ребенка ( например музыкальная игрушка). В течение недели мама регулярно играет с ребенком с игрушкой, и с каждым разом у малыша нажатие кнопки получается все лучше и лучше. В игре происходит процесс закрепления навыка. Однако, сам по себе навык нажимать на кнопку игрушки не является функциональным, так как не вносит значительных изменений в ежедневную жизнь семьи. Другое дело, если бы ребенок мог нажимать на выключатель и зажигать себе свет в ванной, а, выходя – гасить его, а также самостоятельно вызывать лифт. Поэтому мама дома тренирует навык «нажимать кнопку» не только с игрушкой, но и с выключателями, лифтом, дверным звонком и т.д.
Таким образом, происходит генерализация, или обобщение навыка – процесс, при котором ребенок начинает использовать новое умение в самых разных жизненных ситуациях, в разных местах и с разными людьми. Процесс работы над конкретным навыком заканчивается, когда ребенок уверенно и самостоятельно использует его в любой жизненной ситуации, в которой он может ему пригодиться.
Ежедневные рутины – это осмысленный контекст для обучения детей новым навыкам, так как они предсказуемы, функциональны и возникают множество раз в течение дня. Когда вмешательство основано на рутинах, полученные навыки становятся значимыми и функциональными, осмысленными для ребенка и родителей. Развитие может быть включено в процесс игры, ежедневного ухода или других рутин, основанных на собственной активности ребенка.
- Обсуждение результатов работы над поставленными целями . Специалист обсуждает с семьей стратегии, которые способствовали успешному продвижению поставленной цели. Обсуждаются трудности и причины их возникновения. Выбираются подходящие способы дальнейшей работы. Специалист также может проводить моделирующее обучение, показывая, как можно тренировать тот или иной навык в естественной среде.
Также он может наблюдать за тем, как члены семьи включают обучающие моменты в свое взаимодействие с ребенком, и давать обратную связь, анализируя видео материалы.