Формирование семейных ценностей в семьях , воспитывающих детей с ОВЗ, в рамках работы АУ ВО «ОЦРДП «Парус надежды»
Появление на свет ребенка - это всегда чудо. Много эмоций, переживаний, как психологических, так и физических, связано с этим моментом. К сожалению, не все и не всегда проходит хорошо. У природы свои планы на то, каким будет ребенок. Для родителей известие о том, что у ребенка серьезные нарушения физического или психического характера, - это всегда шок. Ребенок еще не знает, что он «не такой», а родители и родственники - все знают. Поэтому именно семья принимает на себя первый удар. От того, как дальше поведут себя родители, будет зависеть и развитие ребенка и судьба самой семьи.
Повседневные проблемы и заботы в семье с ребенком с особенностями развития возрастают на порядки раз. В обычной семье родители прекрасно понимают, что трудности, связанные с уходом за ребенком от его рождения до примерно 2-3 лет временные. Поэтому они готовы перестроить свой быт под заботы о ребенке. В семье же с ребенком с особенностями развития период повышенной заботы может растянуться на 10, а то и более лет.
Проблемы психологического характера проявляются как в межличностном взаимодействии всех членов семьи, так и во взаимодействии семьи с социумом.
Трудности во взаимоотношениях матери и ребенка с нарушениями в развитии начинаются с того момента, когда становится ясно, что с ребенком что-то не так. В процессе осознания родителями, и в первую очередь матерью, болезни ребенка происходит и деформация иерархии ценностей.
Новорожденный ребенок приходит в наш мир совершенно беспомощным. И именно мама является его проводником в мир жизни. Она дает ему чувство безопасности, ощущение того, что он желанен и любим. Но любой женщине, ставшей матерью, приходится выдерживать очень много нагрузок в первый год жизни малыша. Это непросто. И тем более непросто, когда мама знает, что у ребенка серьезные нарушения. Мама, которая подсознательно хочет видеть своего ребенка здоровым, веселым, послушным, находится в сложном положении. В результате внутриличностного конфликта у нее могут сформироваться:
- Чувство вины. «Я виновата в том, что мой ребенок больной». Как следствие этого - резкое понижение самооценки, потеря уверенности в себе, в своих силах.
- Чувство «обиды на жизнь». Это другая крайность, которая может быть выражена во фразе «Другие (акушерки, муж, наследственность, безденежье т. п.) виноваты в том, что со мной это случилось». Следствием этой позиции могут стать неадекватная самооценка (завышенная или заниженная), соматические заболевания.
Семья – это самое важное для человека. Семейные традиции – это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи, взгляды, которые передаются из поколения в поколение. Семья в жизни человека занимает очень большое место. И если человек не имеет семьи, не знает своих дедов и прадедов, он обделен самым главным на земле — теплом и вниманием.
В настоящее время актуален поиск новых видов и способов совместной досуговой деятельности в системе реабилитационных учреждений, обеспечивающих успешную интеграцию и социализацию семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.
Совместная досуговая деятельность ставит каждого члена семьи в позицию активного участника, дает возможность реализовать семейные творческие замыслы, формирует информационный инструментарий. Это ведет к сплочению семей, воспитывающих ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, развитию коммуникативных навыков, социальной адаптации и развитию личности семьи. Создается обстановка общей увлеченности и творчества. Каждый член семьи вносит посильный вклад в общее дело, выступает одновременно и организатором, и исполнителем, и экспертом деятельности своей семьи, а значит, берёт на себя ответственность за производимое им действие. Позволяет родителям отвлечься от семейных бытовых проблем и неурядиц, заставляет их, обратиться друг к другу с заботой и пониманием, создаёт душевный контакт, что является положительным примером для здорового и психологического климата между родителями и детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Понимая важность проблемы, целью стало желание сплотить семьи в решении задач, научить их строить свой совместный досуг, и, конечно же, быть ближе друг к другу. Так в центре «Парус надежды» зародилось несколько проектов, которые были направлены на укрепление общественного (социального) института семьи, семейного досуга, социальной активности семей, где воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья на пропаганду здорового образа жизни и творческого направления в развитии семейных отношений:
- Проект «Свободный час для родителей»
- Проект «Воспитание чувств»
- Программа «Ранняя пташка»
- Программа «Направляемый диалог»
- Программа «CST»
- Творческие коллективы Центра
В рамках реализации наших проектов были поставлены следующие задачи:
Социальные проекты и программы подарили семьям массу положительных эмоций и оставили яркие впечатления. Совместный творческий досуг помог родителям отвлечься от бытовых проблем и неурядиц, сплотил их в решении задач, а главное, помог детям с ограниченными возможностями здоровья и их родителям быть рядом и ближе друг к другу.
Данные проекты показывают значимость каждого члена семьи, раскрывают её особенность и неповторимость, что способствует воспитанию любви и уважению к членам своей семьи. Родители активно участвуя в жизни своих детей, начинают понимать простую истину: какими вырастут их дети зависит от проведённого с ними времени, и качества общения со своими детьми. Соответственно такое общение приводит к формированию положительных семейных ценностей и интересов. Мероприятия такого формата позволит семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья, поверить в сплоченность, единство, умение быстро принимать решения и действовать сообща, использовать сильные стороны каждого члена семьи, справляться с трудностями.