ПРОВЕДЕНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ
В возрасте 4 лет, когда у ребёнка сформированы: связная речь, слоговая структура слова, навыки коммуникации, необходимо обратить внимание на качество его речи, то есть на то, как звучат отдельные звуки. Чаще всего нарушаются : мягкий звук ль, шипящие ( ш, ж, ч, щ), соноры ( р, л), свистящие (с, з, ц); реже заднеязычные (к, г. х , й).
Для того, чтобы поставить ребёнку правильные звуки, необходимо подготовить его артикуляционный аппарат. Для этого логопед проводит артикуляционную гимнастику. Упражнения помогут восстановить подвижность губ, языка, скоординировать их работу и приготовиться к правильному произношению нарушенных звуков.
В данной статье мы расскажем, как проводить артикуляционную гимнастику в домашних условиях.
Работу необходимо начать с уточнения артикуляции гласных звуков. Гласные изображаются в виде фигурок красного цвета. На звук «А» ротик похож на большой круг, на «У» - маленький кружок, на «О» - овал, на «И» -улыбочка.
Базовыми упражнениями артикуляционной гимнастики являются: «заборчик», «открытое окошко».
Ребёнок улыбается, показывает зубки, удерживает это положение на счёт до 10. Затем приоткрывает ротик и удерживает опять до 10. На этом этапе также формируется длительный речевой выдох. Хорошо работает соревновательный момент.
Далее, в зависимости от нарушенных звуков, для ребёнка подбирается определённый комплекс упражнений. Для формирования свистящих звуков делаем упражнения: «горочка», «трубочка из языка». Для выполнения упражнения «горочка» необходимо держать язычок внизу за нижними зубами до 10. Для упражнения « трубочка» - свернуть язычок вдоль и подуть на него.
Для формирования шипящих: «блинчик», «остуди блинчик», «вкусное варенье», «фокус».
Упражнение «блинчик» делаем следующим образом: укладываем язык на нижнюю губу и мягко шлёпаем по ней верхней. Затем дуем на язычок ( «остуди блинчик» ), затем широким язычком облизываем верхнюю губу ( «вкусное варенье») и кладём ватку на носик, дуем на язык и ватка взлетает вверх ( «фокус»). Удерживаем «чашечку» и ставим её за верхние зубки.
Если нарушены соноры, то выполняем комплекс упражнений: « маляр», «дятел», «болтушка». При выполнении упражнения «маляр» язык скользит по нёбу вперёд - назад. Затем язычок как дятел стучит по нёбу. Для подготовки к звуку «л» совершает быстрые движения за верхними зубами, словно «болтушка».
При нарушении заднеязычных зкувов выполняем упражнение «киска сердится». При этом необходимо поднять спинку языка, а кончик языка удерживать за нижними зубами. Очень эффективно для формирования этой позиции пощёлкать спинкой язычка по нёбу.
Для того, чтобы научить ребёнка переключаться с одной артикуляционной позы на другую, выполняем упражнение «качели». Язык при этом опускается за нижние зубы, а потом поднимается за верхние.
Для выполнения упражнений лучше посадить ребёнка перед зеркалом. Необходимо приготовить блокнот, где можно нарисовать упражнения артикуляционной гимнастики и фиксировать результаты их выполнения. Также, понадобятся пёрышки, ватные шарики для выработки направленной воздушной струи, зубочистки (предварительно отломить острые краешки) необходимы для формирования желобка по продольной линии языка, а ложечка и зубная щётка помогут поднять язычок наверх и удержать его там.
Данные упражнения рекомендуется выполнять каждый день по несколько раз. Количество подходов постепенно увеличивать до семи раз. В целом гимнастика для язычка не должна длиться более 15 минут. Можно придумывать разные сюжеты и использовать сказочных героев, чтобы заинтересовать ребёнка.