Речь и коммуникация детей с РАС:
Родители детей с РАС, приходя на первую консультацию, обычно формулируют родительский запрос так: «Мой ребенок плохо говорит», «Неправильно строит предложения», «Говорит фразами из телевизора» и так далее. Это хорошо, что родители видят речевые проблемы у ребенка. Но многим из них кажется, что если решить именно эти проблемы, то ребенок станет успешнее в социальном взаимодействии и в учебной деятельности.
Коммуникативные нарушения на фоне более очевидных речевых не так заметны. Даже то, что ребенок не откликается на свое имя, многие родители объясняют разными причинами: не хочет, отвлекается и пр. Но ведь все мы прекрасно знаем что речь – одно из средств коммуникации. У детей с РАС проблемы с речью – это следствие проблем с коммуникацией.
За годы практики становится очевидно, что важно не столько то, чтобы родители поняли первостепенную важность коммуникации, сколько их готовность что-то делать с конкретным ребенком.
Как говорила известный логопед-дефектолог Татьяна Медведева, необходимо из ведра знаний выбрать ту чайную ложку, которую конкретный родитель конкретного ребенка сможет усвоить и дальше применять.
Специфика курсовой реабилитации в том, что занятия проходят в режиме ограниченного времени. Некоторые родители приезжают всего на две или три недели, и следующий раз мы увидимся только через полгода.
Итак, большое значение начинает играть следующая ситуация:
- Недостаточное или неправильное понимание родителями проблемы коммуникации.
- Даже понимая проблему, родители часто не знают, что именно им нужно делать.
- Ограниченность времени на работу с ребенком.
Родительский тренинг ПСТ – хороший выход в этой ситуации. Коммуникации посвящено 2 из 9 занятий. Упор во всех занятиях сделан на практику. У родителей есть возможность:
- сформировать навыки, необходимые для общения с ребенком с РАС;
- сформулировать задачи по развитию коммуникаций для своего ребенка;
- отобрать правильные приемы для ее осуществления;
- применить конкретные методики дома;
- получить обратную связь от специалиста на домашнем визите.
Большой плюс тренинга ПСТ в том, что родителям необязательно вникать в то самое «ведро теоретических знаний». Он получают именно ту «практическую ложку», которая помогает им работать с их конкретным ребенком.
Теперь чуть подробнее о занятии тренинга ПСТ по коммуникации.
Цели обучения.
- Выявить способы, при помощи которых дети общаются (с использованием речи или без).
- Понять, как видеть, слышать и реагировать на интересы ребенка и его коммуникацию.
- Понять, как видеть и слышать поведение детей, чтобы определить, что пытается сообщить вам ребенок.
- Выявить, над каким основным навыком коммуникации ребенка вы будете работать, и привести пример.
- Понять, как отвечать на коммуникацию ребенка при помощи жестов и слов, соответствующих их уровню развития, даже если он использует непонятные или странные средства коммуникации.
- Понять, как дать ребенку время для ответа и возможность инициировать коммуникацию.
В буклете для родителей напечатаны истории в виде комиксов, помогающие понять основные идеи:
- Дети общаются, используя слова, невербальные средства и проблемное поведение.
- Смотрите и слушайте, чтобы понять, когда ваш ребёнок пытается принять участие в коммуникации.
- Смотрите и слушайте, чтобы понять, что ваш ребёнок хочет сообщить вам.
Небольшая таблица помогает родителям понять, как общаются дети:
Слова | Отчетливые или нечеткие слова, имитация слова («кош» вместо «кошка») |
Странные слова | Повторяющиеся звуки, слова или фразы, слова или фразы из книг или видео |
Звуки | Плач, крик, хныканье, звуки, означающие «да» или «нет» |
Тело | Ребёнок поворачивается, чтобы посмотреть на что-то; движется к чему-то; берёт руку взрослого и кладет на предмет (чтобы получить помощь); тянет за руку; поворачивает голову; кивает. |
Руки | Показывает на что-то; даёт взрослому предмет; тянется к чему-то; хватает предметы или отталкивает их. |
Глаза | Смотрит на кого-то; смотрит на предмет, а потом на взрослого; пристально смотрит на предмет. |
Лицо | Мимика, улыбка, движение бровей и т.д. |
Специалист совместно с родителем выписывает на доске способы общения для каждого ребёнка из группы.
Дальше важно определить текущий уровень коммуникации каждого ребёнка и запланировать, чему будем его обучать (это следующий уровень)
Текущие способы коммуникации | Следующий уровень |
Взгляд или телодвижение | Указывать, чтобы попросить; издавать звуки |
Хватает, тянется или тянет за руку | Указывать, чтобы попросить; издавать звуки |
Издаёт звуки | Активизировать звуки, составлять слово |
1 слово | Соединять 2 слова в предложение |
Фраза из 2 слов | Соединять 3 слова в предложение |
Для каждой семьи подбираются игры, упражнения или бытовые действия (рутины), во время которых возможно обучение коммуникации. Для лучшего усвоения проходит тренинг в парах (один из родителей изображает ребенка, потом меняются местами). Во время тренинга специалисты подходят к каждой паре, чтобы ответить на возникающие вопросы, помочь подобрать подходящую деятельность (активность) и определить, какие стратегии лучше применить в каждом конкретном случае.
Навыки и стратегии (рекомендации).
- Используя слова и жесты, родители реагируют на любую попытку коммуникации, предпринимаемую ребенком, даже если она им непонятна.
- Использовать слова и жесты, только соответствующие уровню коммуникации ребенка.
- Важно ждать - дать ребенку возможность для коммуникации.
- Говорить о том, что привлекает внимание ребенка, и о том, что он делает.
В настоящее время в центре «Парус надежды» проходит пилотный проект – группы родителей, работающей по этой технологии. И уже очевидны первые результаты. Из 5 семей все 5 отметили важность тренингов, посвященных коммуникации. После прохождения тренинга отметили улучшение в понимании своего ребенка 2 семьи, значительное улучшение – 3 семьи.
Как сказала одна из участниц проекта: «Я стала увереннее, потому что я теперь знаю, что делать».
Войцеховская Нина Эмилиевна
учитель-дефектолог
стаж работы в центре «Парус надежды» 6 лет
основные направления работы: индивидуальные и групповые занятия с детьми с РАС,
ведущий родительских тренингов PST Всемирной организации здравоохранения