"Парус надежды"

Автономное учреждение Воронежской области
"Областной центр реабилитации детей и подростков
с ограниченными возможностями
"Парус надежды"

Объявления!

PECS: мифы и реальность

Тренинг-семинар для родителей

Почему PECS помогает заговорить? Разберёмся в дополнительной коммуникации PECS: кому она нужна, как правильно вводить, какие есть альтернативы.

подробнее

Как научить ребёнка спокойно переносить отказ?

Тренинг-семинар для родителей

Когда мы не можем дать ребёнку то, что он хочет, возникает проблемное поведение. На тренинге мы научим вас, что делать, чтобы ребёнок научился спокойно реагировать на слово «Нет».

подробнее

Приглашаем в техникум

Кинешемский технологический техникум-интернат проводит набор студентов на очное отделение на базе основного общего образования.
подробнее

День открытых дверей

2024 год объявлен в России Годом семьи. Вопросы психологического благополучия семьи, детско-родительских отношений, достижения взаимопонимания в семье волнуют каждого взрослого человека.

подробнее

МЭКИ

Уважаемые родители! Федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение «Михайловский экономический колледж-интернат» объявляет набор студентов на 2024-2025 год из числа детей-инвалидов, инвалидов I, II и III групп, обслуживающих себя, а так же лиц с ОВЗ. Подробная информация во вложениях.

подробнее
Архив

Важно!

Оценка сервиса

Чтобы оценить условия предоставления услуг используйте QR-код или перейдите по ссылке

Продуктивная деятельность и творческая реабилитация детей с РАС

Творческое развитие является мощным импульсом в реабилитационном процессе для социально-бытовой адаптации. Таким образом, стимулируется желание убирать рабочее место, развивается умение реагировать на жесты, выполнять простые указания, концентрировать внимание, уменьшается проявление страха. Целенаправленно совершенствуются сенсорные ощущения, восприятия, представления. Развивается эмоциональная отзывчивость на произведения изобразительного искусства, понимание содержания. Осваивается умение образно отражать простые предметы. Дети учатся устанавливать связь между предметами и действиями, вырабатывается устойчивый интерес к выполнению задания.

Возраст детей, участвующих в программе творческой реабилитации 3-8 лет. Занятия с детьми с РАС проходят в индивидуальной форме 2 раза в неделю в течение 30 минут. Также проводятся групповые занятия – это смешанные группы по 5-7 человек или 2-3 ребёнка в группе с РАС. Группы формируются с учётом возрастного принципа и равности уровня развития. И все же для освоения определённых задач необходимое количество времени для каждого конкретного ребёнка индивидуально.

Для достижения результата в работе необходимо помнить, что для ребёнка с расстройством аутистического спектра формирование ориентировочно-исследовательской деятельности сильно затруднено. В зависимости от степени выраженности аутистических проявлений выделяют несколько групп с различными расстройствами.

Первая группа – самые тяжелые случаи дезадаптации. Такие дети выражают полную отрешенность от окружающего. Они, как будто, не видят и не слышат, при попытке удержать их на одном месте кричат, как только отпускаешь, становятся отрешенными. С такими детьми адаптация проходит долго и тяжело. Главное не оставлять ребенка в покое, следовать за ним по всему кабинету. Это может быть угол, место под столом или ковер. Находиться с ребенком необходимо до тех пор, пока ваше присутствие будет замечено. Когда ребенок начал вас замечать вы можете переходить за рабочий стол и, выполняя задания, проговаривать каждое свое действие (я беру тесто, я тесто мну, я тесто рву и т.д.). Может пройти не одно занятие, чтобы получился положительный результат и ребенок занял свое место рядом с вами. Для первых заданий лучше предлагать различные манипуляции с тестом и природным материалом (фасоль, ракушки, спички). Детям с РАС с их быстрой пресыщаемостью, необходима быстрая смена деятельности в определённом порядке, такие как аппликация, рисование, лепка, дидактические игры и задания.

Вторая группа детей с РАС активно взаимодействует со средой. При этом они имеют избирательное стремление к стереотипным действиям, ощущениям и словам. О себе они говорят во втором и третьем лице, часто испытывают физический дискомфорт, избирательны в еде, привязаны к одному помещению. В привычных условиях дети довольны и спокойны, что можно использовать при адаптации. Должен быть привычный порядок во всем. Поскольку жизнь представляет хаотичную массу звуков и образов, то для ребенка с РАС будет большим облегчением определенный порядок при проведении занятий. Новая информация вносится маленькими порциями, так как даже небольшие изменения, могут привести к крику и агрессии.

Третья группа характеризуется «захваченностью» собственными переживаниями. Поведение детей воспринимается окружающими, как извращенное стремление к «страшному», «грязному» (разлить воду, намазать краской руки или рабочий стол, на секунду забежать в туалет, которого боятся и с криком выбежать назад). На самом деле, дети стремятся установить контроль над потерянным душевным равновесием и дозировать ситуацию (страх) по своему желанию.

Основная адаптационная задача – установление контроля над степенью риска. Дети однообразно возвращаются к одним и тем же ситуациям, связанным с прошлым испугом. Сосредоточиться на чем-то новом они могут только на очень короткий срок. Часто провоцируют взрослых на аффективные взрывы (разливают воду, размазывают краски по столу и телу и т.д.) в таких случаях необходимо изменить провокационные действия ребёнка, обратив их в игру, пытаясь придать им положительный смысл. Для ребёнка с РАС задача эта очень непростая. Он ещё долгое время будет пытаться провоцировать взрослых. Единственным способом частичного решения этой проблемы является не подкрепление взрослым провокационных действий ребенка.

Четвертая группа – дети этой группы нуждаются в постоянной поддержке и одобрении. Они могут вступать в диалог с миром и людьми при постоянной помощи взрослого. Дети испытывают трудности в освоении новых навыков (неловкость крупной и мелкой моторики). При адекватном коррекционном подходе именно дети этой группы имеют наилучший прогноз в адаптации, психическом развитии, получении новых навыков. Для этого необходимо знать особенности моторных проявлений у детей с РАС (различная жестикуляция, повторяющаяся через короткие промежутки времени с использованием предметов: верёвочек, коробочек, книг и т.д.), диагностировать имеющиеся навыки в лепке, рисовании и умении выполнять простейшие просьбы (оторви, покатай, надави и т.д.), адаптировать к окружающей среде (кабинет, стол, стул), к материалу (тесто, цветная бумага, кисть, клей, гуашь). Выставлять предметы для работы необходимо по очереди, объясняя и показывая их назначение. При работе с детьми с РАС всех четырех групп одной из важных задач перед специалистом является планирование времени. Как объяснить детям с РАС такое понятие как «продолжительность времени». Можно помочь им, сделав «продолжительность» конкретной, слышимой или видимой. Перед занятием очередность выполняемой работы (аппликация, лепка, дидактические задания) озвучивается и визуализируется в виде картинок, демонстрации изобразительных средств в определённом порядке. Выполненная поделка убирается со стола. При выполнении определённых заданий (раскатывание шара из теста, разрывания цветной бумаги) многие дети нуждаются в постоянной или частичной помощи взрослого. В конце занятия (фигурка, аппликация, коллаж, рисунок) рассматривается вместе с ребёнком. Если ребёнок не говорит, то очерёдность произведённых действий проговаривает взрослый.

Детские работы можно использовать как игрушку, дидактическое пособие для познавательных и развивающих заданий, для украшения интерьера.

В ходе реализации индивидуальных программ реабилитации в контексте занятий по ручному труду дети с РАС учатся выполнять простые просьбы (дай, покажи, возьми). Осваивают различные формы приветствия, систематизируют правила вежливого поведения. Обучаются навыкам лепки, аппликации из обрывной бумаги и целостных форм, работе с ножницами. Осваивают умение образно отражать простые предметы. Устанавливать связи между предметом и действием (пчела летит, сидит, жужжит). Преобразовывают постройки в длину, в высоту. Приобретают умения различать геометрические фигуры по характерным признакам, выделяют одновременно два свойства фигур (форма-цвет; цвет-размер). Умеют ориентироваться на плоскости (верх-низ, лево-право, середина). Делают простейший анализ своих работ. Для невербальных детей анализ работы делает взрослый.

Виноградова Елена Ивановна

воспитатель центра «Парус надежды»

стаж работы 11 лет

занимается творческой реабилитацией и обучением навыкам лепки и аппликации детей с РАС



Яндекс.Метрика
       

Copyright © АУ ВО "ОЦРДП
"Парус надежды". 2023 год
parusn@govvrn.ru

Веб-студия Регион
Версия
для
слабовидящих
Нормальный шрифт